"БУДУЩЕЕ БЕЗ КАЧЕСТВА - ЭТО НЕ БУДУЩЕЕ РОССИИ"
В поисках государственного идеала
—— Геннадий Петрович, какая главная тенденция, по Вашему мнению, сегодня в управлении качеством?
— Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу напомнить об одном событии, которое в череду других предварило начало нового века. Это прошедшая в Госстандарте в апреле 1999 г. научнопрактическая конференция на тему «Качество жизни и духовность». Сейчас о ней мало кто знает, поэтому напомню, что в итоговом документе конференции было записано следующее:
«От древних времен и до наших дней люди по разному относились к качеству. Наблюдались два практически независимых подхода: с одной стороны, качество изучали как философскую категорию, выражающую сущность объекта, а с другой — существовал прагматический взгляд на качество, где это понятие ассоциировалось с определенными свойствами утилитарных предметов для личного и производственного потребления.
Философские изыскания мало интересовали большинство людей, а творцы утилитарного качества, создающие мир вещей и услуг, не использовали в должной мере достижения гуманитарных наук. Уходящий век изменил соотношение этих двух подходов…
На наших глазах происходит сближение гуманитарных и технических наук, а также практики, что порождает множество вопросов, связанных с оценкой и осмыслением качества в самом широком смысле.
Но как бы ни оценивали мы качество всего, что нас окружает, как бы ни измеряли степень удовлетворения материальных потребностей, всегда остается нечто неизмеримое, неосязаемое и в то же время очень важное для нашего мироощущения, для целостной оценки качества жизни. Это — духовность каждого из нас и общества в целом…
Мир вещей, сделанных холодными руками, не одухотворенный человеческим теплом, мертв.
Мир людей, не умеющих слышать друг друга, сопереживать друг другу, не умеющих вместе работать и видеть общую цель, никогда не будет благополучным…»
Вот так на эмоциональном уровне в России был отмечен новый взгляд на качество, а двумя годами раньше в Лондоне вышла работа Д. Госса, где сухим языком науки говорилось об управлении «человеческим ресурсами» как о «совокупности инструментальных и гуманистических подходов» Что имелось в виду?
При инструментальных подходах наемный работник рассматривается в одном ряду с другими орудиями производства, подлежащими контролю и управлению со стороны менеджеров, при гуманистических – основное внимание уделяется человеческим и социальным факторам, таким как отношения между людьми, моральные ценности, чувство сопричастности, коллективный опыт, мотивация, вовлеченность работников.
Каждый человек рассматривается как уникальная личность, а коллектив работников – как наиболее важный актив предприятия, который не поддается копированию конкурентами и является единственным из всех активов, отдельные составляющие которого способны взаимно усиливать друг друга.
Так произошла констатация одного из важных современных принципов менеджмента качества – опора на «человеческий фактор», который приобрел совершенно другую значимость и другую весомость. Отсюда началось развитие принципов лидерства и вовлеченности персонала, отсюда пошли иные, чем прежде, отношения с поставщиками и заинтересованными сторонами.
Я считаю гуманистические подходы к управлению главной тенденцией развития менеджмента ХХ! в. Именно опора на человека – на личность и коллектив — должна сегодня определять жизнь и эффективную работу любого предприятия и организации. От руководителя для полноценного использования этого ресурса требуются только добрая воля и знания. К счастью, есть современные менеджеры, которые почувствовали всю силу коллективного разума, способного творить чудеса, особенно, если каждый член коллектива — личность.
— Каким Вы видитеглавное направление работы в системе управления качеством?
— Пословица гласит: «Мы можем столько, сколько мы знаем».
Я, как главный редактор журнала «Стандарты и качество» и президент Всероссийской организации качества, считаю, что нам, да и другим профессиональным общественным организациям, главным направлением работы необходимо сделать просвещение, обучение, распространение передового опыта. Пока нам не удалось сломить стойкое нежелание учиться, похожее на страшную эпидемию, охватившую страну. Сейчас о кризисе системы образования не говорит только ленивый. В жизнь вышло несколько поколений «троечников», которые со школьной скамьи привыкли пользоваться суррогатами знаний.
Новые направления в менеджменте, ориентированном на качество, быстрое реагирование и постоянное совершенствование рассчитаны на работу с квалифицированными, образованными, умелыми людьми, которые тоже ориентированы на постоянное совершенствование.
Информированность и знания приобретают все большее значение в современном бизнесе. Знание сотрудников предприятия того, что им предстоит делать сейчас и в будущем, как это делать, когда и почему, является самым важным ресурсом бизнеса. Только хорошо информированные сотрудники способны брать на себя ответственность, проявлять предпринимательскую инициативу. Без знаний невозможно использовать другие ресурсы — финансовые, технологические, информационные. В современном бизнесе сформировалось понятие «ядро компетенции фирмы», обозначающее персонал, обладающий уникальными знаниями, которые практически не могут скопировать конкуренты. В создании «ядра компетенции фирмы» могут помочь информационные технологии, которым принадлежит ведущая роль в превращении данных, поступающих от внешних и внутренних источников, в информацию и знания.
При этом неизбежно приходится говорить ещё об одной проблеме.
В процессе глобализации, информатизации и постоянного расширения масштабов познавательной деятельности человечества взрывообразно увеличили потоки общественнополитической, экономической, финансовой, научной, технической и другой информации, циркулирующей в обществе. В связи с чем актуальной становится проблема качества информации. Если раньше активно разрабатывались методы защиты информации, то в настоящее время крайне остро стоит проблема защиты от разрушающего действия ложной, избыточной, а порой фривольной информации.
В научной литературе уже говорится о необходимости выделения специального научного направления — «информационной экологии».
Качество информации — это защита от ошибочных решений, а основанные на ней знания — гарантия подлинно высокой образованности и квалификации новых поколений деятелей науки, культуры, производства.
Пока же нам приходится говорить о нехватке квалифицированных рабочих и инженеров, об управленцах, не имеющих понятия о современных методах руководства, о законодателях, принимающих некачественные законы, которые невозможно исполнять, о пустующих читальных залах и библиотеках, о низком спросе на профессиональную литературу.
Уверен, что если мы сердцем прочувствуем значение девиза «Лучший опыт — для лучшей жизни !»,то сумеем методично, день за днем противостоять вредной тенденции распространения суррогатного образования. Если сумеем убедить людей работать и учиться в соответствиями требования времени, если сможем пробудить в обществе интерес к качеству, то наша жизнь станет более комфортной и новым поколениям мы обеспечим качество жизни, которого заслуживают граждане великой страны. Но сумеем мы столько, сколько узнаем.
— Полностью с вами согласен. Хочется услышать ваше мнение о том, что необходимо менять.
— Что же предстоит менять нам? В первую очередь взгляды на качество.
Повидимому надо признать, что качество — понятие мировоззренческое, а не только оцениваемый нами комплекс свойств предмета или действия. Если стремление к качеству заложено в представлении человека о жизни, то включаются такие регуляторы, как добросовестность, старание, честность, ответственность, и тогда всё будет сделано на совесть.
Главное, чтобы наши граждане и их представители в высших эшелонах власти наконец услышали: без решения проблемы качества нельзя изменить образ жизни в России. Мы рискуем навсегда остаться страной второго сорта без качественной медицины, без качественного жилья, без качественных услуг, без качественного отечественного продовольствия и других товаров, если не изменим внутреннего, глубинного отношения к качеству.
Беседовал
Александр ЛОСИК "Петровские ведомости" , октябрь, 2013 г..
|