Более трехсот лет назад, указом Петра I (от 15 декабря 1702 года)
в стране начала издаваться первая печатная газета "Ведомости",

положившая начало русской периодической печати. 16 декабря 1702 года Петр I издает указ, в котором раскрываются задачи будущей газеты – сообщать"о воинских
и о всяких делах, которыя подлежат
для объявления Московского и окрестных Государств людям"
. Первый, сохранившийся до наших дней
экземпляр печатной газеты,
датирован 2 января 1703 г.>>
НОВОСТИ

Газета "Петровские ведомости" получила благодарность Межрегиональной организации предпринимателей

Всероссийская Премия «За вклад в экономическое развитие России» призвана отметить значительный вклад российских предприятий и организаций в устойчивый рост экономики нашей страны и способствует достижению социально-экономических целей и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, направленных на подъем экономики России и повышения благосостояния граждан. Премия «За вклад в экономическое развитие России» организована Межрегиональной Организацией Предпринимателей. Вручение Премии уже второй год проводится при поддержке Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Регионального Общественного Фонда поддержки Героев Советского Союза и Героев РФ. Целью Премии является определение наиболее экономически эффективных предприятий и организаций, оценка качества их работы, награждение их знаком отличия лауреата Премии, привлечение внимания общественности к деятельности компаний, непосредственно влияющих на экономический рост России, повышение инвестиционной привлекательности российского бизнеса, укрепление Федерации и демонстрация стабильности региональной экономики.Лауреатами Всероссийской Премии «За вклад в экономическое развитие России» в 2007 году стали предприятия из разных регионов страны: ОАО «Татнефтепром» г.Альметьевск, ГУП «СахаПлемОбъединение» г.Якутск, ОАО «Гипроречтранс» г.Москва, ООО «Континент» г.Калининград, ОАО «Корсаковский морской торговый порт» и др. Лауреаты Премии получили возможность использовать полученный знак Премии «За вклад в экономическое развитие России» в своих рекламных и PR-кампаниях и при производстве товаров и услуг, диплом и награду в виде слитка золота 999 пробы известного скульптора Красильникова М.О.

Газета "Петровские ведомости" выступила информационным партнером Второго конгресса аграриев и промышленников

Сегодня, как никогда ранее, наиболее остро встает вопрос развития и технического перевооружения агропромышленного комплекса страны, стимулирования развития фермерских хозяйств и других предприятий народного хозяйства. Актуальность это задачи одтверждают и политика правительства, и отношение самого Президента к этой проблеме>>

Газета "Петровские ведомости" приняла участие в чествовании Дагестанской государственной медицинской академии, в связи с ее 75-летием

Дагестанской государственной медицинской академии исполнилось 75 лет. С точки зрения истории – небольшой срок. С точки зрения сделанного коллективом – значительный.>>
СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ!

КОГДА КЕНТАВРЫ СПУСКАЛИСЬ С НЕБЕС

КЕНТАВР - ЭТО КОМПЛЕКС:
ПАРАШЮТНАЯ СИСТЕМА, МАШИНА, ЧЕЛОВЕК

– Александр Васильевич, в Воздушно-десантных войсках вы стали своего рода первопроходцем – участником первых экспериментов по десантированию в «броне», и автором соответствующих инструкций. Как вам удалось, образно говоря, оседлать «Кентавра» и «Реактавра» – комплексы, аналогов которым в мире нет до сих пор?

– Командующий ВДВ дал указание специалистам готовить к десантированию боевую машину с двумя членами экипажа внутри, на парашютно-платформенных средствах. Десантники хорошо понимали, что командующий шел на определенный риск. Многие люди, знавшие о подготовке к эксперименту, тем более готовившие его, понимали, что, подходя к этому чисто по-человечески, далеко не каждый военачальник пошел бы на то, чтобы посадить в эту машину своего сына, подвергая опасности его жизнь. Такое решение командующего вызвало неоднозначную реакцию. Но абсолютное большинство офицеров-десантников и летчиков военно-транспортной авиации восхищались решительностью командующего. Такой эксперимент планировалось провести впервые не только в истории Воздушно-десантных войск, но и в мире. Подготовка к первому в мировой и отечественной практике десантированию людей внутри боевой техники проводилась Научно-техническим комитетом ВДВ в тесном контакте с конструкторским бюро Московского агрегатного завода «Универсал», многолетним разработчиком средств десантирования техники ВДВ, руководимым главным конструктором Алексеем Ивановичем Приваловым, Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР. Одновременно в ГНИИ авиационной и космической медицины (ГНИИАКМ) проводились физиологические испытания по переносимости ударных перегрузок, действующих на человека при такого рода десантировании. Начальник института генерал-майор медицинской службы Николай Михайлович Рудный лично контролировал эту работу. Интенсивная работа всех участников подготовки к эксперименту обеспечила возможность его проведения уже к концу 1971 года. Дальше, по всем правилам, комплекс «парашютная система – машина – человек», получивший кодовое обозначение «Кентавр», должен был пройти государственные испытания в ГКНИИ ВВС имени Чкалова. «Кентавр» – потому, что механик-водитель БМД при движении машины «по-походному» высовывается из нее по пояс – отсюда аналогия, кстати, мгновенно понятая командующим ВДВ и потому им утвержденная.

ДЕНЬ «Х» - 5 ЯНВАРЯ

– Рассказывают, что рапорт о включении в состав экспериментаторов вы написали еще до того, как отец предложил вам принять участие в эксперименте.

– Находясь в войсках, я видел, как важен для гвардейцев-десантников, особенно начинающих, личный пример опытных парашютистов. А уж в таком новом и важном деле, как десантирование экипажей внутри боевых машин, такой пример должен был убедить все Воздушно-десантные войска в правильности идеи командующего. И естественно, если в эксперименте будет участвовать его сын, офицер-десантник, инженер, сам работающий в этой области, то доверие к новому средству десантирования будет полным. Все это и определило мое решение непременно участвовать в экспериментальных десантированиях внутри и совместно (несколько позже) с боевой техникой. Но, если даже отбросить все вышесказанное, я бы написал рапорт только из уважения и любви к отцу и веры в задуманное им во имя наших Воздушно-десантных войск дело.

– Александр Васильевич, как и в начале освоения космоса, в вашем эксперименте первыми были собаки?

– В середине 1972 года, в связи с задержкой получения разрешения на проведение эксперимента, было принято решение в комплексе «Кентавр» десантировать собак. Три собаки в одной машине были десантированы с успехом! Больше в «Кентавре» собак не десантировали, но медики были очень довольны первым практическим результатом.

– И вот, наконец, после переноса из-за запрета министра обороны…

– В канун нового, 1973 года окончательное «добро» министра на проведение эксперимента было все же получено. Гречко наконец согласился… под ответственность командующего ВДВ! Отец объявил дату проведения эксперимента – 5 января. Командующим была поставлена жесткая задача: после приземления расшвартовать машину и начать движение через 2 минуты, провести машину по намеченному маршруту со стрельбой по мишеням. Экипаж должен был доказать, что перенес все этапы десантирования, в том числе перегрузки при приземлении, и сохранил физические и умственные способности. На это и были направлены многочасовые ежедневные тренировки. И вот наступил день «Х» – 5 января. Вытяжной парашют по команде штурмана вывалился, расправился, набрался сил и, как бы нехотя, стал потихоньку вытаскивать «Кентавра». Как гигантский маятник с центром качания вокруг вытяжного парашюта, машина сначала завалилась на 135 градусов, затем стала раскачиваться с постепенно уменьшающейся амплитудой. Раскрылись тормозные, а затем и основные парашюты. Перевернувшись в первый момент вниз головой, мы в доли секунды испытали состояние, близкое к невесомости. Все свои ощущения спокойно, как нам казалось, мы передавали на землю. Только вот с земли после выхода машины из самолета ничего не слышали – пришлось ориентироваться о работе системы по личным ощущениям да по показаниям приборов. При приземлении мы испытали резкий удар. Головы в шлемофонах мгновенно «выбили морзянку» из заголовников. И мы, не сговариваясь, стали освобождаться от привязных систем. На всех этапах десантирования, приземления, движения, проведения стрельб мы сохраняли полную боеготовность и доказали, что в случае необходимости десантники могут воевать с наибольшим эффектом, поражать противника, не выходя из машины, обеспечивая другим членам экипажа возможность с наименьшими потерями присоединиться к ним для выполнения боевой задачи.

ГИБЕЛЬ БУРАНА

– Далее вы уже готовили штатные экипажи?

– После первого удачного эксперимента командующий отдал приказ провести аналогичные экспериментальные десантирования во всех дивизиях ВДВ, в каждый период обучения. Да, не боялся командующий Маргелов брать на себя ответственность и при этом верил в людей. Я, уже будучи капитаном, был назначен ответственным за подготовку штатных экипажей. К настоящему времени в ВДВ проведены десятки десантирований экипажей в комплексах «Кентавр», КСД, «Реактавр» и других «Десантаврах» – на разработанных впоследствии новых средствах десантирования. Все десантирования с людьми прошли успешно.

– А что представлял из себя «Реактавр»?

– НТК ВДВ совместно с промышленностью и ГНИИАКМ решал очередную задачу, поставленную командующим Маргеловым по десантированию БМД-1 на парашютно-реактивной системе в комплексе «Реактавр» (реактивный «Кентавр»). Система насколько сложная и поначалу капризная, настолько и перспективная, позволяющая бронедесантным полкам ВДВ добиться фантастической боеготовности. Система имела только один купол площадью 540 кв. м («Кентавр» десантировался на пяти куполах по 760 кв. м), блок из трех двигателей мягкой посадки и два пенопластовых амортизационных бруса под днищем боевой машины. Вначале проводились тренировочные десантирования на ПРС с собакой лайкой внутри БМД-1. Одновременно офицеры НТК ВДВ под руководством полковника В. К. Парийского готовили десантирование «Реактавра» с псом по кличке Буран. Правда, это была не лайка, а, скорее, немецкая овчарка. К тому времени, как говорили, Буран десантировался два раза и даже имел позже нормальное потомство. К всеобщей печали, комплекс с Бураном разбился: после выхода из самолета раскрывшийся было купол разорвался пополам, и машина полетела камнем вниз. Двигатели мягкой посадки не сработали, и машина разбилась. Бурана похоронили с возможными тогда почестями…

«ДОБРОВОЛЬЦЫ ЕСТЬ?»

– Перед «Реактавром» вам довелось испытать еще один комплекс?

– Подготовку к эксперименту с «Реактавром» неожиданно прервал командующий ВДВ. Собрав в своем кабинете офицеров Научно-технического комитета, он обратился к ним с просьбой: «Вы, инженеры, попробуйте, что такое комплекс совместного десантирования – КСД, детище НИИ автоматических устройств. Мне нужно доподлинно знать, есть ли у него существенные преимущества, в том числе и в плане возможности спасения из него людей в случае отказа куполов. Понятно, что в нем десантируются сразу шесть человек из семи, составляющих экипаж БМД-1: двое в самой машине и четверо в наружной кабинке на одной парашютной платформе. Но сам комплекс достаточно дорогой, и никто не позволит нам, десантникам, иметь несколько однотипных средств десантирования. Добровольцы есть?». Ранее комплекс прошел государственные испытания, и опыт использования КСД в войсках уже был. Добровольцев было более чем достаточно. Командующий выбрал опытного парашютиста майора А. А. Петриченко и танкиста майора Л. И. Щербакова. Командиром экипажа назначил меня. К сожалению, конструкция КСД не позволяла при необходимости нормально покинуть комплекс: внизу на металлических тросах в произвольных направлениях «ходили» балки-лыженыши, которые были нужны для загрузки комплекса в самолет и выхода из него. По этой причине инженер-испытатель Петриченко дал отрицательный отзыв о дальнейшем использовании КСД для десантирования БМД-1 с экипажем. Однако до перехода всей артиллерии ВДВ на базы БМД-1 и десантного бронетранспортера БТР-Д в КСД десантировались пушки и орудия совместно с расчетами из четырех человек.

– Александр Васильевич, как проходили испытания «Реактавра»?

– Всех волновала надежность ПРС. Расчетная надежность ее составляла 0,95, но практических сбросов после всех доработок и модернизаций было всего 47. Но и этот результат считался неплохим, учитывая значительные преимущества системы при боевом применении по сравнению с парашютно-платформенными средствами. Правда, желающих участвовать в летном эксперименте, особенно после трагической гибели пса Бурана, не было. Двум добровольцам – мне и подполковнику Щербакову – командующий Маргелов и доверил этот эксперимент. Командиром экипажа был назначен я. Леонид, прекрасно знавший боевую машину, был назначен механиком-водителем. Долго лететь не пришлось, после объявления двухминутной готовности экипаж перешел на прямую связь с землей. И опять совпадение – связь готовил полковник Б. Г. Жуков, и, как при десантировании в «Кентавре», она оказалась односторонней. Только на сей раз «реактавры» слышали «землю», а их не слышали... Жуков кратко, но подробно в ходе нескольких секунд снижения доложил экипажу о работе парашютной системы: все нормально! Перед землей сработали двигатели мягкой посадки. Для проведения эксперимента специально выбирали площадку приземления, где было побольше снега. Однако приложило комплекс на укатанную ледяную дорогу. В момент удара о землю заработала связь – как раз в это время Щербаков поздравил меня с благополучной посадкой. Приглашенные на эксперимент псковские секретари обкома и горкома спросили разрешения у командующего позвонить Генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу и ходатайствовать о присвоении «реактаврам» звания Героя Советского Союза. Генерал армии Маргелов отказался от их предложения, намереваясь сначала получить отчет промышленности, а потом уже докладывать министру обороны. Радость успеха заслуженно разделили руководители КБ и НИИ А. И. Привалов, Г. И. Северин, Н. М. Рудный и их коллективы.


«ПОВЕРХ МУНДИРА ВСЕ НАГРАДЫ»


– А почему вас так долго искали заслуженные награды?

– Звезды Героев генерал-лейтенант запаса Леонид Иванович Щербаков и я получили двадцать лет спустя, но не Советского Союза, а уже Российской Федерации. В 1976 году не успели с высоким представлением к очередному партийному съезду. Переписали, но в конце апреля того же года умер министр обороны маршал Гречко, потом министр авиационной промышленности Дементьев. Новый министр обороны маршал Устинов не смог дождаться совместного доклада своих первых заместителей по значению «Реактавра» для войск. Видя такое отношение, командующий Маргелов запретил при его жизни попытки такого рода.

– Александр Васильевич, как сегодня применяются и развиваются результаты той вашей работы?

– После испытаний появилась возможность сбрасывать технику с экипажами без тяжелых платформ, на многокупольных, более надежных системах. Но при этом нельзя забывать опыт, накопленный ранее! На новой боевой машине БМД-3 20 августа 1998 года в ходе показательных тактических учений 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й Псковской дивизии, которой в 1948 - 1950 годах командовал генерал В. Ф. Маргелов, успешно десантировался экипаж в полном составе. После успешного десантирования генерал-полковник Г. И. Шпак в интервью журналистам сказал о новых «десантаврах»: «Это люди под стать Александру Маргелову и Леониду Щербакову. Сильные, смелые, делом доказывающие верность традициям прославленных ВДВ». Свой уникальный прыжок десантники-черниговцы посвятили памяти легендарного командующего ВДВ Героя Советского Союза генерала армии Василия Филипповича Маргелова. 24 сентября 2003 года на базе 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в Рязанской области состоялось второе десантирование всего экипажа в БМД-3. В составе экипажа десантировались опытные офицеры ВДВ, которые впоследствии подготовили предложения по совершенствованию комплекса. Моему отцу – генералу армии Маргелову Василию Филипповичу уже не довелось видеть конечных результатов его идеи. Но пальма первенства по внедрению в Воздушно-десантные войска новых, революционных комплексов десантирования экипажей внутри боевых машин бесспорно принадлежит ему!

Беседовал: капитан первого ранга Михаил СЕВАСТЬЯНОВ ("Петровские ведомости" №12 (151) 2008г.

 

На главную НАГРАДЫ ЛАУРЕАТЫ АРХИВ КОНТАКТЫ