Более трехсот лет назад, указом Петра I (от 15 декабря 1702 года)
в стране начала издаваться первая печатная газета "Ведомости",

положившая начало русской периодической печати. 16 декабря 1702 года Петр I издает указ, в котором раскрываются задачи будущей газеты – сообщать"о воинских
и о всяких делах, которыя подлежат
для объявления Московского и окрестных Государств людям"
. Первый, сохранившийся до наших дней
экземпляр печатной газеты,
датирован 2 января 1703 г.>>
НОВОСТИ

Газета "Петровские ведомости" получила благодарность Межрегиональной организации предпринимателей

26 февраля 2008 года в Москве, в Международном Центре Торговли – Совинцентр, по адресу: г. Москва, ул. Краснопресненская наб., 12. прошла II тожественная церемония награждения лауреатов Всероссийской Премии «Предприятие года 2007». Газета "Петровские ведомости" получила благодарность Межрегиональной организации предпринимателей как информационный партнер мероприятия >>

Газета "Петровские ведомости" выступила информационным партнером Второго конгресса аграриев и промышленников

Сегодня, как никогда ранее, наиболее остро встает вопрос развития и технического перевооружения агропромышленного комплекса страны, стимулирования развития фермерских хозяйств и других предприятий народного хозяйства. Актуальность это задачи подтверждают и политика правительства, и отношение самого Президента к этой проблеме>>

От первого лица

Опыт управления

Твои, Россия, сыновья

Один день из жизни директора

Избранные

Жемчужины России

Высокие ставки возрождения предприятия

Служу Отечеству!

 

ФАБРИКА ЗДОРОВЬЯ

 

РУССКАЯ БАНЯ - ОНА И ИЗЛЕЧИТ, И ОМОЛОДИТ

Встречаясь с Анатолием Божковым, президентом Международного банного клуба «Мовница», каждый раз ловишь себя на мысли, что готов безоговорочно следовать всем рекомендациям и советам этого истинного знатока банного дела. Укрепление человеческого духа, возрождение лучших традиций нашего народа, восстановление государства, – все это начнется с возврата русского человека к давней привычке – париться в русской бане, – убежден наш собеседник.

РУССКАЯ БАНЯ - ВСЕМ НАРОДАМ МАМАНЯ

– Потребность ходить в баню у нашего человека – говорит президент Международного банного клуба «Мовница» Анатолий Александрович Божков – никогда не исчезала. Просто в силу разных причин, включая и события недавней отечественной истории, и изменение бытовых условий жизни, ускорения ее ритма, привычка эта невольно отошла на второй план. А потребность, смею утверждать, на генетическом уровне осталась. И вот доказательство.

Как-то довелось разговаривать с членом нашего Петровского клуба, генерал-полковником Георгием Ивановичем Шпаком. Он в то время был командующим Воздушно-десантными войсками России и баллотировался на пост губернатора Рязанской области, – рассказывает А. А. Божков. – Как известно, большинством голосов жителей области он был избран на этот ответственный пост и нынче успешно работает в этой должности. Встреча запомнилась тем, что генерал с удивлением и недоумением каким-то спросил у собравшихся помочь ему в предвыборной кампании членов Петровского клуба: «Вы знаете, с каким наказом обращаются ко мне избиратели?.. Все просят меня построить в городе баню…».

Разве у рязанцев в квартирах нет ванных комнат?! Душевых, наконец?! Есть, конечно. Но им нужна баня, – в подтверждение своей правоты о потребности русского человека ходить по выходным в баню восклицает Божков. – Та самая, с парилкой, с банным духом, с веничком и… с неторопливой беседой между друзьями-товарищами.

Убежден, что традиция эта имеет глубочайшие корни и идет от тех стародавних времен, когда предки наши были еще язычниками и поклонялись богам воды, огня, считая при этом, что именно в баньках своих, топившихся тогда по-черному, они от этих богов черпают свою силу. И ведь не заблуждались. Именно бодрость духа, силу и здоровье получали они при этом, восстанавливали и то, и другое, утраченные и потерянное в тяжких трудах, в жестоких битвах.

Вы спросите, а разве другие народы не пользовались этим же благом? Не понимали важности сохранения тела своего в чистоте? Понимали. Об этом немало исторических свидетельств, в которых упоминаются и римские беломраморные дворцы с бассейнами, предназначенные для омовений, и турецкие хамамы, и финские сауны, и японские офуро, сэнто. Почему же мы считаем, что только наша баня имеет чудодейственные свойства?

Думаю, дело в том, что наша баня, веками сложившиеся традиции и способы ее использования адаптированы для организма славян, других народов, живших и ныне живущих в условиях сурового континентального климата с резкими перепадами температуры воздуха, с нашими холодными реками, северными морями. Нашими лесами, дарами которых мы при этом издавна умели пользоваться. В данном случае я не имею ввиду то, что различные породы деревьев и кустарников – березы, дуба, ели, сосны, пихты клена, можжевельника, крапивы – повсеместно применяли в хозяйственных нуждах. Я речь веду о содержащихся в них аромосоставах. О приготовленных из листвы различных древесных пород веничках и отварах, которые плескали на раскаленные камни в парилках. Их лечебные, целебные свойства предки наши давным-давно обнаружили и с успехом использовали для оздоровления.

Возьмем для примера березовый веник. Любой фармацевт расскажет вам о лекарственных особенностях этого дерева, его коры, сока, листвы. Мне же, хорошо знающему оздоровительные особенности любого растения, о березе хочется говорить стихами. И пусть они далеко не совершенные с точки зрения ценителей изящной словесности, но продиктованы искренним чувством любви к нашей скромной красавице.

Посмотри: березка русская, родная,

раны заживляет, кожу молодит,

волос восстановит (голова седая),

а сустав подлечит, если тот болит.

Снимет напряженье мышцам утомленным,

легкие продует жарким ветерком.

Снять отек поможет глазкам воспаленным.

Веник все разгладит, освежит парком.

Особенно чувствовали это те, кто побывал в боевых условиях, легко раненные. Они замечали, как быстро восстанавливались их силы, заживали раны после банных процедур. Надо сказать, эффект был настолько ощутимый, что практически каждого недужного ставил на ноги. В Киево-Печерском монастыре, например, больного человека парили около двух недель. И в 90 случаях из ста вылечивали именно с помощью отваров.

И ведь не случайно, а этот факт известен многим военным историкам, великий наш полководец А. В. Суворов, участвуя в европейских военных кампаниях, когда приводил войска свои на отдых, первым делом приказывал рубить бани для своих богатырей.

Надо сказать, что тогдашние жители европейских государств, и аристократы, и простолюдины, эту привычку русских воинов, в основном бывших крестьян, воспринимали как забаву «диких варваров». У некоторых европейских народов их «просвещенные» короли не всегда по утрам умывались. А аристократки так берегли свои многоэтажные прически, что месяцами головы не мыли. Вот уж где было раздолье для вшей – переносчиков всевозможных опасных заболеваний. Но со временем, видимо, поняли важность гигиенических процедур для здоровья и оценили по достоинству. Думаю, что первыми это поняли женщины тех европейских городков и деревень, где останавливались на квартирах «бравы ребятушки». Как же было не восхититься чистыми лицами и здоровым банным духом наших усачей, которые после баньки становились еще и добродушными, улыбчивыми. Так что это наш Иван научил европейцев тело в чистоте держать.

А у народа нашего, всегда любившего, уважавшего солдата смелого и командира толкового, баня, телесная чистота и здоровье всегда были символом армии. Так что, думаю, не случайно рязанцы опросили генерала вернуть баню в строй. Это очень символично и душу радует. Еще раз подчеркну, подъем России как раз и пойдет с возрождения славянского здорового образа жизни. Он ведь у нас всегда был на первом месте.

И то, как называется она у наших народов в разных краях и областях – баня ли, молня, мылня или влазня – также созвучно душевному настрою каждого славянина, пробуждает давнее, доброе, теплое, ласковое.

Все это, казалось бы, лирика. Но, читая разные книги и пособия о банных процедурах, постоянно сталкиваешься с историческими свидетельствами о существовании в давние времена то восточных терм, то римских бань. А наши бани, дескать, появляться стали только при Петре Первом. Как знаток истории наших бань, ответственно заявляю – это неверно. Убежден и при случае могу доказать, что самые ревние бани – это были наши, славянские бани. Еще не было письменности, но у славян, в период формирования их как этноса уже появились бани.

При этом мои оппоненты могут вспомнить ироничные слова о пресловутом «русском духе», о том, что «… здесь Русью пахнет» – слова, звучавшие в народных сказках, и заставлявшие многих из нас в детстве чуть ли не стесняться своей принадлежности к «немытой России». Но ведь кто в тех сказках говорит такие слова? Нечисть всякая – баба Яга да Кащей. Эти-то уж точно годами не мылись, чистоты боялись. Ликом страшные, а душой и сердцем злобные, завистливые. И народ наш по своим меркам мерили. Да простится мне это отступление. Но очень уж много в последнее время (и не в сказках) появилось желающих обвинять нас в дикости да в отсталости.

Между тем, уже в середине позапрошлого века, когда население Москвы было почти в двадцать раз ньше, чем сейчас, то есть около полумиллиона человек, ну может, с пригородами чуть побольше, уже в ту пору в столице существовало более шестидесяти общественных бань. Были, конечно, и элитные для представителей высшего света, были для среднего класса: Сандуны всем известные. Селезневские, Ржевские, другие центральные бани. В них ходили, разумеется, за деньги. Но были и такие, можно сказать – рядом стояли, куда неимущие или малоимущие могли сходить бесплатно. Никто не утверждает, что они отличались комфортом. Но в них попариться, помыться любой мог.

Кстати, владельцы таких банек налоги не платили. Так еще с Петра I повелось. Ни за место, ни за стройку, ни за материалы. При таких-то условиях бани в Москве и в других городах России для бедного люда как грибы росли.

А тут недавно довелось поговорить с директором одного из лучших санаториев в Старой Руссе. Так он ыкновенную, без особых затей, баню поставить не может. Власти не помогают, СЭС дело тормозит. Он сетует: дескать, понятно – почему. Барашка в бумажке, мол, не предлагаю. А ведь кроме этого по всяким там инструкциям о собственности налоги за землю, за помещение и еще за многое-многое нужно заплатить. До бани ли тут?!

ОНА - НЕ ВЕРТЕП, НЕ ПОМЫВОЧНАЯ

Э то тоже одна из причин, из-за которой мы их мало строим и утратили в последние десятилетия привычку ходить в бани. Правда, и других немало. Одна из них корнями уходит в тридцатые годы минувшего века, когда карательные органы НКВД стали использовать бани как санпропускники для арестованных. Грустные чувства при упоминании о них у многих возникают по сей день. Да и чиновники стали воспринимать необходимые эти заведения не как часть нашей культуры, а как коммерческие предприятия, обыкновенные помывочные, способные обслужить в час то или иное количество людей. Слушая некоторых из них, ловишь себя на мысли, что говорят они не о людях, а о каком-то поголовье. И когда, знакомя их с проектом возрождения и развития лучших традиций банного дела, начинаешь говорить о нашем международном банном клубе, о женских, мужских банных сообществах, бюрократы в лучшем случае воспринимают это только лишь как слова о хорошем времяпрепровождении и с «пониманием» улыбаются лукаво.

Справедливости ради сказать следует еще и о том, что в последнее время у многих наших граждан представление о банях стало складываться как о бардаках, борделях, куда ходят не за тем, чтобы тело и душу очистить, а развлечься пивом-водочкой и «вопросы порешать». Не хочется людям в этакий ертеп ходить. А таковых все больше и больше в наших городах. Разных там финских саун, турецких терм, где основное место отведено для отдыха за столом или на диване, на лежаке. Место же для гипертермии, парилки, иными словами совсем невелико.

Наших же банек все меньше и меньше. Потому что изначально они не были коммерческим заведением. Тем и памятны многим. И сейчас немало доморощенных умельцев, готовых соорудить чуть ли не в квартире парную. А уж на дачном участке тем более. Да ведь делают-то абы как! И о банных процедурах представления у многих самые поверхностные. Потому и происходят порою несчастные случаи. Но ведь баня – дело коллективное. Все-таки там создаются условия экстремальные. И чувство меры при этом необходимо.

Да, банным делом должны специалисты заниматься, готовые оказать при необходимости первую оврачебную помощь. Это ведь еще и лечение. Здесь знания необходимы.

Раньше, когда бани ставились повсеместно в городах России, когда были они единственным местом для обязательных еженедельных гигиенических процедур, в банщики, в парильщики мальчиков с десяти лет готовить начинали. Помощниками у опытных специалистов были. Смотрели, что и как делать надо. И только лет с двадцати, научившись кровь пускать, пиявки ставить, мозоли срезать, становились молодые люди спецами со знаниями как у хорошего фельдшера. Это позволяло им определять, кому можно в парную на верхнюю полку, а кому на нижней посидеть следует, а то и вообще заходить в нее не надо. Пьяных, кстати, туда совсем не пускали.

Теперешний владелец своей бани порою знать не знает, при какой температуре ему париться можно. О физических особенностях своего организма представления не имеет. Еще страшнее, когда пьяной мпанией париться идут.

Словом, без знающего толк в этом деле человека по-настоящему в русской бане здоровье не поправишь. Ведь чтобы получить полный эффект, необходимо принимать процедуры, столетиями отработанные. Это и знаменитый веничный массаж, и ароматерапия, и мыльный массаж для активизации работы сальных потовых желез, чтобы интенсивно выводились шлаки и токсины. И делать это нужно хотя бы раз в неделю.

Кожа омолаживается, потому что столько дряни выходит из организма. Для женщин это вообще возвращение молодости. Ну, естественно, пилинг. Раньше это делалось и перчаткой из конского волоса, шерстяными перчатками. Правда, кожа немного травмировалась. Сейчас есть соответствующие перчатки для пилинга, чтобы снять отмершие клетки, грязь впитавшуюся. И покрыть человека нашими, дными, медовыми скрабами.

По-настоящему в баньке надо бы часов пять посидеть. В парной побыть минут десять-пятнадцать, а остальное время потеть и потеть хорошенько. И чтобы дело знающий человек пропарил, помял-помассировал и отпилинговал. После таких процедур и работоспособность повысится, и настроение улучшится.

Да, целебные свойства бани неоспоримы.

А ее наличие это и пропаганда здорового образа жизни среди молодежи, и среди всех поколений. Сохраняя молодость, красоту и свежесть кожи, она обеспечит и активное долголетие.

Используя известные на протяжении веков банные процедуры по очищению кожи, этого можно добиться. Как я уже говорил, при правильном сочетании пара и различных массажей происходит глубокая сшлаковка кожи, из организма выходят шлаки, токсины, продукты распада сальных, потовых желез. При этом выходит их в 3,5 раза больше, чем через печень, легкие, селезенку.

ПАРИШЬСЯ - НЕ СТАРИШЬСЯ

Е ще древний врач Галлен говорил: «Старение кожи начинается из-за ослабления потоотделения». Сосуды, поры становятся хрупкими, забиваются, все шлаки и токсины остаются внутри. Вот эта расшлаковка и дает возможность кожу держать молодой до бесконечности. Отдыхают печень, почки, легкие, и фактически организм внутри не стареет. Улучшается память. И самое главное – укрепляется иммунная, нервная система.

Действительно, кожа человека первой реагирует на действие банного жара. Приток горячего воздуха к ее поверхности раздражает кожные рецепторы, и они тут же посылают сигнал в нервный центр, который дает команду на прилив дополнительного количества крови к коже, она при этом розовеет, а затем краснеет и раскрывает поры. Капилляры начинают заниматься гимнастикой. Если, не дождавшись дополнительного прогрева, покинуть парную, то кожа постепенно примет первоначальный вид. А если остаться, то можно наблюдать следующее: спасаясь от перегрева, кожа начинает обильно выделять пот, работая как идеальный испаритель. Два с половиной миллиона потовых желез включаются в процесс избавления от лишнего тепла. Оказывается, мы способны выделить из своего организма пот в количестве от полулитра до трех.

Но при этом следует соблюдать чувство меры. Ошибка некоторых парящихся заключается в том, что они парятся до изнеможения, не учитывая, что вместе с потом из организма, помимо токсинов, продуктов распада желез, неорганических солей, аммиака и мочевины, выходят и полезные элементы, в том числе витамины и гормоны.

А вот умеренное и дозированное воздействие банного жара ничего, кроме пользы, человеку не приносит. Во-первых, на поверхности кожи гибнет огромное количество микробов (для справки: на 1 кв. см. может «базироваться» до 40 тысяч болезнетворных микробов). Во-вторых, очищаются поры. За счет чего, и это, в-третьих, стимулируется кожное дыхание. В-четвертых, улучшается способность кожи переносить резкие колебания температуры, организм закаляется. Кроме того, банный жар – хорошая гимнастика для сальных и потовых желез, а значит, возврат кожи во времена молодости, к упругости и гладкости, ей гарантирован.

Можно бесконечно долго говорить о пользе русской бани, о ее чудодейственных особенностях. Но еще об одной из них, думаю, сказать следует непременно. О том, что она может вернуть молодость, уже шла речь. Но ведь она может оздоровить наш организм. И никакого чуда в этом нет.

Немаловажная особенность русской бани состоит в том, что оказываемые в ней процедуры позволяют организму активизировать наше белковое соединение интерферон. Он при этом начинает «съедать» все, что нам вредит: бактерии, вирусы, болезнетворные микробы. Можно добавлять его через уколы, но и сам наш организм в состоянии его вырабатывать. Белок этот начинает активно функционировать, когда у нас повышается температура при заболевании. Это происходит, когда мы заболеваем, и наш организм начинает бороться. Он, кстати, справляется с недугом быстрее, если заболевший длительное время не отравлял себя алкоголем, наркотиками, другими излишествами.

Но действие интерферона можно активизировать самостоятельно. Разогрев тело в парной до емпературы 42-45 градусов, следует резко погрузиться в бассейн с холодной водой или в прорубь. Поры кожи стремительно сжимаются, и тепло остается внутри нас. Согретая таким образом кровь начинает активно выделять белковое соединение. Таким образом внутренние энергетические силы организма начинают работать и «перемолачивать» практически все болезнетворные микробы. Но опять-таки повторяю, и эту процедуру следует принимать под наблюдением опытного банщика.

Оздоровит организм и сделанный умело массаж – веничком ли, руками ли опытного и умелого банщика…Массаж окажет влияние на функциональное состояние центральной нервной системы и вызывает благоприятное для кожи и всего организма перераспределение крови, лимфы и межтканевой жидкости. После массажа улучшается функционирование периферических рецепторов и проводящих путей. В значительной степени усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с различными органами и системами, и организм начинает работать, как хорошо отлаженная машина. Под воздействием верного ручного массажа на кожном покрове расширяются сосуды и раскрываются так называемые резервные капилляры, кровь и лимфа начинают быстрее функционировать: с токами венозной крови и лимфы из тканей удаляются продукты распада, углекислый газ, а с артериальной кровью приносится дополнительный кислород, ткани скорее отдыхают и поэтому чувствуют себя «добрее» и «моложе».

Активизация токов лимфы, обмена веществ способствует растворению отложений, насыщению клеток кислородом, а следовательно – усиленному сгоранию жира и отторжению шлаков.

Активизируется деятельность сальных и потовых желез: выделяемые ими продукты распада не задерживаются в кожных покровах, а быстро выходят наружу. Практически все патологические отложения и изъяны при регулярном – на основе бани – массаже рассасываются, что заметно улучшает самочувствие и настроение человека. А какой светлой после баньки становится голова!..

Надо ли после всего этого говорить, что для развития банного дела необходим государственный подход. Но его, к сожалению нет. Ведь даже в планах социального развития какого-нибудь города или поселка редко найдешь строки о строительстве хорошей общей бани. Что уж говорить об опытных специалистах, которые должны быть в каждой бане. Не медбрат или медсестра, которые при необходимости вызовут лишь «скорую», а те добрые советчики в банном деле, которые и совет дадут, и нужные процедуры выполнят. Их таких учить надо, готовить.

В нашем международном клубе «Мовница», помещение под который мы арендуем в поселке на Николиной горе, что в Одинцовском районе Подмосковья, мы такие занятия для желающих проводим. А гостям своим оказываем услуги по полной программе.

ЗНАТЬ НАДО БОЛЬШЕ

Н о очень бы хотелось, чтобы добрых банек в России становилось больше. Есть у членов нашего международного клуба интересная затея. Хотим организовать Центр здорового образа жизни «Банная деревня». Уже и проект подготовили. Располагаться она будет в одном из престижных районов ближнего Подмосковья на берегу реки или живописного водоема лесопарковой зоны.

Эта деревня станет единственным в Мире экскурсионно-просветительским центром оздоровительной направленности, в котором предусмотрено ознакомление с различными формами профилактика здоровья, путем использования народных методов, связанных с гипертермией. Возведение банной деревни, уверены члены клуба, необходимо и для ознакомления с разнообразными достижениями разных народов мира в этой области, и для привлечения людей к здоровому образу жизни путем изучения, теоретического и практического, возможностей бани – великого изобретения человечества во имя здоровья, красоты и активного долголетия.

Большое внимание в работе Центра «Банная деревня» будет уделяться формированию нравственных ценностей – духовной и телесной чистоте и вхождению в мир здоровья, красоты, долголетия.

Основное внимание мы намерены уделять воспитанию у каждого гражданина личной ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья членов своей семьи и общества.

Банная деревня должна включать комплекс сооружений, 12 из которых — это действующие бани разных народов и культур: это и русская баня традиционная, и баня по-черному, и так называемая влазня, и баня в современном варианте. Восточная баня представлена будет хамамом, финская – сауной. Познакомятся здесь посетители с японскими офуро и сэнто, с опилочной баней, сенной, лиственной, травяной, молочной, песочной. Они также смогут принять африканскую баню, особенность которой заключается в том, что пациента укладывают в яму с травами и песком, или же тибетскую, в которую человека усаживают в яму с кедровыми лапами.

Кроме того, на территории комплекса будут музей истории бани, концертный зал, и кинозал, магазин с широким ассортиментом банных аксессуаров, оборудования для русской бани и финской сауны, сувениров, банных оберегов. Книжный магазин с литературой о здоровье и медицине.

Конечно же, здесь должны быть гостиница, ресторан, прачечная, пункт Скорой помощи, свой автотранспорт.

В целях пропаганды здорового образа жизни будем проводить банные фестивали, международные дегустации традиционных и современных банных напитков, смотры банных костюмов, чайные праздники, встречи с мастерами-банщиками и массажистами национальных бань.

Информационно-аналитический центр Банной деревни предполагает наличие рекомендуемой справочной и просветительской литературы, информации о строительных организациях, растениеводах, о товарах и услугах, необходимых для здоровья. Словом, мы постараемся охватить широкий диапазон мероприятий и услуг по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».

Хотелось бы, чтобы этим нашим проектом заинтересовались главы администраций краев, областей, городов, районов Российской Федерации. И тогда мы организовали бы выезд бригад наших специалистов для проведения комплекса мероприятий по пропаганде здорового образа жизни в регионах России. Привлекли бы к этому средства массовой информации, деятелей культуры и искусства, предпринимателей, представителей общественности.

Отдельным коммерческим направлением работы Центра (совместно с «Национальным обществом качества») могла бы стать организация подготовки специалистов по проведению общественного контроля и независимой экспертизы всех учреждений, использующих гипертермию для профилактики здоровья, на соответствие установленным требованиям. Такие требования к состоянию помещений, оборудования, аксессуарам банно-саунных учреждений, к профессиональной подготовке сотрудников и медицинского персонала, их информационно-просветительской деятельности и пропаганде здоровья установит и утвердит Центр.

Прибыль от коммерческих составляющих проекта Центра «Банная Деревня» будет направляться на развитие и расширение комплекса мероприятий по пропаганде и внедрению в повседневную жизнь широких слоев населения здорового образа жизни.

С Анатолием БОЖКОВЫМ беседовал Архип ЕРЕМИН, "Петровские ведомости" №735) 2006г.

На главную ПРОЕКТЫ МЕРОПРИЯТИЯ АРХИВ КОНТАКТЫ